Стратегия 8. Масштабирование бизнеса

Реализация стратегии Федора Овчинникова (основатель сети «Додо Пицца») в бизнес-модели династии Кузнецовых (купцы, фабриканты).

Многие предприниматели однажды понимают, что дальнейшее развитие и бизнес-успех невозможны без масштабирования. Глобализация не случайно становится главным предпринимательским трендом XXI века – крупные корпорации и сети завоевывают мир, и чем более глобален бизнес – тем более он коммерчески успешен.
Надо сказать, что российские предприниматели осознавали это еще в XIX столетии. А потому – стремились выводить свою продукцию не только на общероссийские, но и на мировые рынки, продвигали бренды через сети магазинов для фирменной торговли, старались сделать их привлекательными для покупателей и учесть все региональные нюансы. Один из ярких примеров такой работы мы находим в истории предпринимательского успеха династии Кузнецовых – или, как их еще называли, «фарфоровых королей» России.
Кузнецовы придавали большое значение освоению новых рынков – как российских, так и зарубежных. Для реализации продукции Кузнецов создал настоящую торговую сеть – 15 «фирменных», как мы сказали бы сейчас, магазинов. Продукция была представлена на 12 крупнейших российских ярмарках. Кузнецовы вели временную торговую деятельность во многих городах Поволжья, а также по другим направлениям: Вологда, Псков, Дерпт, Киев.
Весной 1886 года М.С. Кузнецов открывает магазин фарфоровых изделий в Варшаве. Для того, чтобы угодить изысканной европейской публике, нужно было серьезно изучить спрос и узнать вкусы здешнего покупателя. Кузнецову это удалось. Ассортимент магазина включал «изящные столовые, десертные и чайные сервизы и превосходного качества и высокого достоинства фарфор».
В 1893 году «Товарищество М.С. Кузнецова» выполняет многочисленные заказы покупателей из городов Центральной Азии, Кавказа, Персии, Индии.
В 1895 году фабрики Кузнецова отправили в Персию, Бухару и Среднюю Азию товара на 500 тыс. рублей, в Турцию – на 25 тыс. руб., на Балканский полуостров – на 10 тыс. рублей. Уже к 1903 году только в Персию было поставлено изделий на 300 тыс. руб., а объем торговли с Турцией увеличился в пять раз – до 100 тыс. руб.
С появлением Транссибирской магистрали Кузнецовы начали торговать в Омске, Новосибирске, Иркутске, Тюмени и Томске, где в 1901 году находился их собственный оптовый склад. Вели торговлю и за Сибирью – в Китае. Надо сказать, что китайский рынок русские промышленники пытались освоить и раньше – но торговые экспедиции пришли к выводу, что из-за длительности и дороговизны караванных перевозок торговля во внутреннем Китае бесперспективна. Вернуться к этому направлению Кузнецовы смогли лишь с появлением железнодорожного сообщения.
В 1900 году представители кузнецовской фабрики работали в Средней Азии, Багдаде, Хиве и Афоне. Работу представителей поощряли сдельной оплатой, выплачивая по одной копейке с каждого рубля. В том же году образовались новые торговые рынки в Александрополе, Кутаиси, Евлахе – общий объем торговли составил 150 тыс. рублей со скидкой в 27 тыс. рублей.
Начиная с 1901 года, были налажены судоходные рейсы из Одессы в порты Персидского залива. Важность торговли с Персией подчеркивалась на правительственном уровне, а в 1904 году Правительством России была даже организована экспедиция в Персию, в которой участвовали представители крупнейших промышленников того времени – в том числе, и Кузнецовых. Примечательно, что экспедиция была секретной. Задачи перед членами экспедиции ставились весьма профессионально – ознакомиться с условиями и характером местной торговли, с потребностями и вкусами населения, с количественным и качественным составом местного купечества, а также торговыми успехами, достигнутыми русскими купцами в тех краях.
В 1908 году крупнейшие московские промышленники и банкиры приняли решение осуществить экспедицию в Монголию. Рынок был расценен как потенциально перспективный, считалось, что российские товары смогут потеснить на нем китайские. Экспедиция проводилась на средства, собранные по подписке. Главными организаторами были П.П. Рябушинский, Н.Д. Морозов, участвовало в экспедиции и молодое поколение Кузнецовых. К 1910 году число участников достигло 73, в итоговом списке числилось 54 жертвователя.
Для экспедиции каждая фирма подбирала образцы своих товаров «для продажи и раздачи местному населению в целях рекламы русских изделий». В ходе экспедиции также планировалось исследовать торговые пути из России в Монголию и из Монголии к китайским портам, формы принятой в тех местах торговли, финансовые вопросы, изучить экономическое положение, жизненный уклад, вкусы и возможности потенциальных покупателей. На этом примере видно, с какой тщательностью наши предшественники подходили к изучению потенциальных рынков сбыта.
Имея богатый опыт зарубежной торговли, Кузнецовы знали азиатские рынки настолько хорошо, что их мнением дорожили в правительственных кругах и обращались за консультациями, а Матвей Сидорович Кузнецов еще в 1892 году получил звание Коммерции Советника за полезную деятельность на поприще российской промышленности и зарубежной торговли.

На главную страницу