Стратегия 7. Стратегия «голубого океана»

Реализация стратегии Светланы Наумовой (основательница фитнес-центра «РИО») в бизнес-модели братьев Прохоровых (российские предприниматели, общественные деятели).

Пожалуй, одним из важнейших факторов успеха в предпринимательстве, помимо качества продукции, маркетинга и клиентоориентированности, является аналитика. Грамотно и вовремя проанализированный рынок, ценовая и потребительская конъюнктура, позволяют вовремя выделить и занять пустующие ниши, что автоматически повышает спрос и снижает конкуренцию. Стратегия «голубого океана» хорошо известна современным предпринимателям, но пользовались ею и предприниматели дореволюционные. Блестящим примером грамотной аналитики и бизнес-решений стала деятельность Прохоровской мануфактуры.
Начало 40-х годов XIX века стало сложным периодом для предприятия. В Англии произошел промышленный кризис, и цена на английскую пряжу резко упала. Дешевый товар хлынул на рынки России. Сметливые крестьяне покупали или брали в кредит пряжу, ставили прямо в избе станки и начинали кустарное производство материи. Крестьяне производили «суровый» и очень дешевый товар. Фабричное производство тканей в городах начало вырождаться.
Братья Прохоровы, сыновья основателя династии В.И. Прохорова, которые в эти годы управляют Прохоровской мануфактурой, не видя дальнейших перспектив в ткацком деле, решают временно пожертвовать им, одновременно расширив ситце- и платочно-набивное производство. Чтобы удовлетворить спрос на дешевый, но качественный товар - фабрику решено было механизировать.
В 1841 году был выстроен новый фабричный корпус и началось усиленное оснащение его европейскими станками, паровыми машинами и всевозможными техническими новинками. Уже через год приобретенные машины не только увеличили и удешевили производство, но и быстро окупились. «Машинные ситцы стали выходить довольно хорошо – и продаем недорого», - писал в одном из писем Яков Прохоров. Продукция стала быстро заслужила внимание и любовь покупателей, а благодаря тому, что ниша была выбрана грамотно, фабрика смогла окончательно отстроиться от конкурентов.
Добившись стабильного качества, братья, торговавшие ранее только в Москве и Нижнем Новгороде, начали расширять рынки сбыта и продвигаться к границам Сибири. Затем Прохоровы возобновляют торговлю на юге России, которая у них существовала в 30-е годы XIX века. За два года торговля на украинских ярмарках увеличилась в 4 раза.
Таким образом, пока конкуренты закрывали производство, фабрика Прохоровых наращивала обороты. Они вовремя сумели оценить положение в мануфактурной промышленности и торговле и приспособились к обстоятельствам, показав нам блестящий пример грамотного оперативного управления.

На главную страницу