Стратегия 6. Идеальный шторм

Реализация стратегии Вадима Лобова (президент Корпорации «Синергия») в бизнес-модели Михаила Рябушинского (предприниматель, меценат).

Идеальный шторм. Для кого-то он и сопутствующие ему стресс, паника, растерянность, становятся дорогой в никуда. А кто-то именно в такой ситуации мобилизует все свои силы, начинает видеть новые возможности и, благодаря этому, добивается грандиозных успехов. Феномен основателя династии предпринимателей Рябушинских Михаила Яковлева удивителен. Простой крестьянин, вступил в купечество, был разорен, но спустя десять лет службы в найме, смог начать все сначала, чтобы впоследствии передать своим сыновьям не только торговое дело, но и промышленную империю.
Михайла Яковлев 12-ти лет был отдан мальчиком в торговлю, а в 1802 году в 16 лет прибыл в московское купечество с 1 тысячей рублей записываться в 3-ю гильдию. Вместе со старшим братом они вели торговлю в Гостином дворе, лавки имели в Холщевом и Ветошном рядах. Дела у предпринимателей шли неплохо – вплоть до 1812 года, когда война с Наполеоном и пожар в Москве разорили многих купцов. Не избежал этой участи и основатель династии Рябушинских. Он был вынужден подать в Купеческую управу рапорт, в котором уведомил о разорении, о неимении купеческого капитала и попросил о переводе в мещанство. Только представьте, какие чувства должен испытывать молодой коммерсант, только-только почувствовавший вкус, как мы сказали бы сегодня, «бизнес-успеха»!
«Мещанский период» Михаила продолжался десять лет – все это время он служил приказчиком у купца Сорокованова. Впоследствии внук Михаила, Владимир, один из знаменитых братьев Рябушинских, вспоминал, как он, волнуясь от плохих, продолжавшихся в течение нескольких лет дел, не раз говорил об этом со своим отцом, на что тот неизменно отвечал, что это нормально, и что период упадка всегда сменяется периодом процветания. «Действительно, на практике попробуйте даже только после пяти лет процветания заставить себя готовиться к плохим годам и после пяти лет плохих дел верить в хорошие года и готовиться к ним. Только очень большим людям это доступно», - писал Владимир Рябушинский.
В 1823 году Михаил Яковлевич Рябушинский объявил 8 тысяч рублей капитала и записался в 3-ю купеческую гильдию. Обороты торгового дела постепенно росли – хотя помещичья и купеческая мануфактура в 20-е-40-е годы испытывала серьезный кризис. Многие городские фабрики ликвидировались, а рабочие уходили в деревню и прямо в избах заводили домашние кустарные мастерские, занимались ткачеством, набивкой миткаля. Михаил Яковлевич торговал этим кустарным крестьянским товаром.
В 1844 году у наследников купца Сорокованова – того самого, у которого служил в найме –он выкупает каменную лавку в Холщевом ряду, а затем приобретает и 4 соседние лавки за 4 000 рублей. Ассортимент в его торговых рядах был широк: 57 наименований шерстяных и 42 вида хлопчатобумажных тканей, от самых простых до чрезвычайно изысканных, вроде элегантной «краузе с насыпью» и неведомой заграничной «лянзи вульзи». Поэтому покупатели лавки Рябушинского любили и не обходили стороной. А уже в середине 40-х годов накопленный капитал позволил Михаилу Яковлевичу завести собственную фабрику для выделки полушерстяных изделий. На фабрике вырабатывались ткани из английской и русской шерсти, бумажной пряжи, были и жаккардовые станки. Продукция реализовывалась в лавках хозяина – как видите, идея фирменных магазинов «от производителя» совсем не нова! Так было положено начало будущей промышленной империи Рябушинских, которой было суждено стать одним из самых крупных и успешных производств дореволюционной России.
«Чтобы выдвинуться среди общих условий, надо в самом себе нести нечто особенное, индивидуальное. Особенностью Михаила Яковлевича была сильная воля, соединенная с мировоззрением «хозяйственного мужика». Все для дела – ничего для себя. Таков был девиз жизни М.Я. Рябушинского…» И этот девиз стал девизом и его потомков.
В начале XX века знаменитые предприниматели братья Рябушинские владели текстильными и писчебумажными фабриками, лесопильным и стекольным заводами, экспортировали лен, основали Московский банк и Московский автомобильный завод – АМО (в Советское время – знаменитый ЗИЛ).

На главную страницу