Стратегия 3. Освоение нового рынка

Реализация стратегии Михаила Гончарова (основатель компании «Теремок») в бизнес-модели династии Абрикосовых (русские купцы, общественные деятели).

Иван Алексеевич Абрикосов, сын основателя кустарного кондитерского производства, за десять лет работы сумел построить две фабрики по производству кондитерских изделий и открыть целую торговую сеть, работавшую от Одессы до Владивостока. Одним из секретов успешного дореволюционного бизнеса стало умение переключиться и сосредоточиться на принципиально новом продукте – для И.А. Абрикосова таким продуктом стали кондитерские изделия на основе крымских фруктов. Он выстроил производственную цепочку, которая включала в себя фруктовые сады в Крыму, современные технологии производства на месте произрастания, транспортировку до основного промышленного производства в Москве и системную логистику по фирменным магазинам.
Фабрика, основанная Абрикосовыми в Крыму в 1880 году, с целью расширения производства конфет из натуральных, природных ингредиентов – фруктов и ягод, произрастающих на территории полуострова, стала первым симферопольским предприятием промышленного цикла.
Новаторство идеи заключалось в выборе уникального в климатическом плане региона для размещения фабричной площадки. Молодой предприниматель познакомился на полуострове с традицией татарского народа культивировать фруктовые сады в окружении дубовых крымских лесов, что было совершенно невиданным в других губерниях России. Иван Алексеевич понял, что качество фруктов зависит не только от климата, но и от условий их произрастания, от соседства с другими растительными культурами!
В первую очередь, талантливый предприниматель наладил выращивание фруктов, их бережный сбор и переработку на фабрике в Симферополе, а уже затем – доставку приготовленных из этих фруктов начинок и соков, пюре и прочих заготовок на московскую фабрику, в Сокольники, где из всего многообразия подготовленного фруктового и ягодного сырья  производили конечную продукцию.
В каждый фирменный магазин (невероятной красоты!), который торговал в розницу, товар доставлялся со складов московской фабрики. К покупателям относились как к членам собственной семьи, изучая их предпочтения, налаживая выпуск и даже упаковку продукции – с учетом национальных и религиозных традиций, времени года, и других факторов, существовавших на рынке.
Но главной частью крымского проекта Ивана Алексеевича должно было стать производство глазурованных фруктов, которые до этого времени поставлялись в Россию только из Франции. Французские кондитеры хранили свои секреты производства как «зеница – око!», и для раскрытия этой тайны Ивану Алексеевичу пришлось отправиться в путешествие во Францию. Он посетил Париж и южные провинции, общался с работниками кондитерских, искал подходящих специалистов для работы в России – и в конце концов переманил в Россию опытного кондитера. С его приездом, в Москве была открыта научная лаборатория для изучения иностранных образцов и разработки собственной технологии и рецептуры для производства «fruit glassе».
В 1882 году продукция Абрикосовых завоевала первый приз на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Решение жюри гласило: «За долголетнее существование фирмы, за производство глазурованных фруктов на фабрике в Симферополе, что позволило вытеснить привозимые из-за рубежа подобные кондитерские изделия». Компания–победитель могла размещать государственный российский Герб на упаковках и в рекламе своей продукции.
Крымские конфекты предприниматель-новатор одним из первых начал фасовать не в картон, а в жестяную упаковку, а в прессе провел настоящую промо-акцию, опубликовав по всей России, ко дню открытия розничных магазинов, короткое объявление: «У Абрикосовых, в открываемых сегодня магазинах, все девушки продавщицы набраны с тем цветом волос, какой соответствует национальности того или иного региона! В южных губерниях – брюнетки, в центральных губерниях – шатенки, а блондинки – в северных районах Империи!». У входа в магазины стояли толпы для того, чтобы проверить верность этого объявления, а кондитерские изделия на основе крымских фруктов долгое время были самыми популярными и востребованными сладостями в России.

Статья подготовлена в соавторстве Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей и Дмитрия Петровича Абрикосова, представителя династии Абрикосовых.

На главную страницу