Стратегия 2. Начать с малого

Реализация стратегии Павла Баздырева (генеральный директор «SOUYZ Microphones») в бизнес-модели Генриха Брокара (предприниматель, парфюмер).

В предпринимательство не стоит бросаться как в омут – с головой. Особенно опасно делать это в кризис. Но всегда можно начать с малого – особенно имея к этому расположенность и склонность. Удачный исторический пример – история успеха величайшего парфюмера Москвы Генриха Брокара.
В первой лаборатории Брокара, открытой в 1864 году, трудились всего 3 человека – мыловар Алексей Бурдаков, рабочий Герасим и сам владелец предприятия. Оборудование состояло из дровяной плиты, каменной ступки и нескольких кастрюль. Варка производилась два раза в день исключительно ручным способом, а «мощности» предприятия позволяли производить не более 120 кусков мыла в день, которые мыловары сами развозили покупателям – московским купцам-галантерейщикам. Зимой товар развозили на салазках. Со временем дела пошли так хорошо, что начали развозить мыло на калиберах.
Брокар решает вырабатывать такие продукты, которые «шли бы огромными массами в народ, будучи одновременно весьма доступными в цене и обладая максимумом положительных качеств». Необычайно популярным стало мыло «Шаромъ» круглой формы с вытесненной эмблемой фирмы ценою от 5 копеек за кусок. «Народное мыло» Брокара стоило уже 1 копейку. С его появлением мылом начали пользоваться буквально все, и городская беднота, и обитатели сел и деревень. Колоссальный спрос на «Народное мыло» спровоцировал начало технического оснащения фабрики, набор и обучение персонала.
Продукция Брокара пользовалась огромным успехом, и каждый новый продукт становился сенсацией. Фабрика Брокара выпускала туалетное мыло «Огурец» - в форме огурца, «Яичное», «Греческое», «Мятное», и даже «Детское» мыло, на каждом куске которого была оттиснута буква алфавита. А в каждой упаковке глицеринового мыла находилась премия в виде рисунков для вышивания.
Брокар первым в истории создал упаковки из нескольких видов продукции – сегодня их выпускают все ведущие парфюмерные и косметические марки мира. Свое ноу-хау он приурочил к открытию второго фирменного магазина - на Биржевой площади. Коробка, выпущенная к этому событию, содержала десять изящно упакованных миниатюр и стоила 1 рубль! В день открытия с 9 утра до 3 часов дня было продано 2000 экземпляров, после чего полиция заставила закрыть магазин, не справившись с потоком покупателей, заполонивших все окрестные улицы! Этот опыт стал новым стартапом – на фабрике начал работать целый отдел по выпуску наборов, и серии постоянно обновлялись.
Осенью 1869 года году фабрика разрослась настолько, что была переведена в собственное здание на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы, где по сей день располагается фабрика «Новая заря», ставшая в советские годы преемником именитого производства.
В период 1891-1892 гг. обороты Товарищества «Брокар и Ко» достигли более миллиона рублей, а к 1900 году - 2 500 000 рублей! Генрих Брокар навсегда вошел в историю как талантливый парфюмер, художник, гениальный маркетолог, грамотный управленец и человек, фанатично преданный своему делу.

На главную страницу