Стратегия 1. Индивидуальный подход

Реализация стратегии Рубена Арутюняна (основатель и президент Дома моды Henderson) в бизнес-модели Надежды Ламановой (модельер, художник по костюмам).

Персонализированный подход к каждому клиенту позволяет многим компаниям работать гораздо эффективнее конкурентов, использующих скрипты и стандартные шаблоны сервиса. Клиенты гораздо более лояльны к компаниям, которые знают об их предпочтениях и вкусах. Повышенное внимание, искренняя заинтересованность и личное участие в каждой сделке – хорошая бизнес-стратегия для малого бизнеса, который хочет наладить с клиентом крепкую эмоциональную связь.
Одним из ярких исторических примеров клиентоориентированного бизнеса можно считать ателье выдающегося модельера старой Москвы Надежды Петровны Ламановой.
Надежда Петровна родилась в семье отставного полковника кавалерии и генеральской дочери. Семья жила в собственном имении, но была небогата. Отец, Петр Михайлович Ламанов, обожал свою молодую жену, мать прекрасно знала языки, умела танцевать, одевалась красиво и нарядно, а детей любила и баловала.
Однако, в возрасте 18 лет Надежда Петровна сбегает из дома. Ее избранник был на 20 лет старше, связан узами официального брака, но чувства были столь сильны, что после года «внутренней борьбы» Ламанова все-таки делает выбор. Семья от нее отворачивается, а через полтора года избранник умирает от удара.
«Но эти полтора года сформировали из меня человека, - пишет Н.П. Ламанова в своей автобиографии. -  Я поняла, что без экономической независимости не может быть свободы для женщины, стало быть, нужно уметь зарабатывать деньги. Но чем же?». Выбор юной эмоциональной девушки падает на конструирование женской одежды.
В Нижнем Новгороде Ламанова знакомится с известной портнихой Татьяной Степановной Войткевич и начинает учиться у нее ремеслу. В 1883 году Ламанова переезжает в Москву и поступает на работу в мастерскую Суворовой. Около 1885 года она создает собственное дело. Мастерская Ламановой располагалась на Большой Дмитровке 11, и практически сразу начала пользоваться колоссальным успехом у столичных модниц.
"Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества, — пишет в своих воспоминаниях Георгий Леман-Абрикосов. — <...> Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у нее стало 300 мастериц. Она выстроила огромный дом на Тверском бульваре (на внутреннем проезде, через несколько домов от Никитских ворот). Я слышал от нее, что она подавала счета богатым московским купцам в десятки тысяч. Курьезны были ее рассказы, как купцы «торговались» с ней – купцы любят, чтобы им «делали скидки». Так, например, подаст она счет на 3440 руб. Приезжает «сам» М.А. Морозов (Тверская мануфактура) и говорит: «Надежда Петровна, уж вы мне уступите, скиньте 240 руб.» «Извольте, с удовольствием!»
Ламанова была не просто гениальным – а, в первую очередь, как мы сейчас сказали бы, клиентоориентированным модельером. Она никогда не создавала просто платье или одежду – ей было важно побеседовать с заказчицей, выяснить, зачем ей новый костюм, определить потребности, узнать о предпочтениях. Только после этого в дело вступал ее дизайнерский талант – она отчетливо видела, в платье какого фасона клиентка будет неотразима, понимала, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки фигуры. Ламанова работала методом «наколки», свойственным лучшим мировым кутюрье – просто накидывала отрез ткани на клиентку и в считанные минуты создавала образ и фасон, идеально подходящий под особенности внешности и фигуры. Каждый созданный ею шедевр был абсолютно индивидуальным.
Именно умение видеть и учитывать индивидуальные особенности своих клиенток превратил Ламанову в великосветскую портниху. Попасть в число клиенток талантливого модельера было честью для каждой светской дамы Москвы. В свою очередь, Н.П. Ламанова поддерживала свой высокий статус – она постоянно совершенствовала навыки, общалась и перенимала опыт у лучших кутюрье мира, ежегодно ездила в Париж и привозила оттуда не только новые идеи и тренды, но и лучшие ткани и аксессуары. Доход ее был огромным  и доходил до 300 тыс. руб. в год! И даже огромная востребованность и финансовый успех не отменили главного принципа – личного общения и персонального подхода к каждому клиенту.
В 1898 году Н.П. Ламанова получает звание "поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны", в 1903 году оказывается в списке узкого круга дизайнеров, которым царская семья и аристократы заказывают наряды для Большого Императорского костюмированного бала в Зимнем дворце. В 1904 году Н.П. Ламанова становится "поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Федоровны". Удивительной красоты платья, созданные Н.П. Ламановой для Александры Федоровны, хранятся в Эрмитаже.
Свою деятельность Н.П. Ламанова продолжила и после революции. В 1919 году поступает на работу в отдел художественной промышленности Наркомпроса РСФСР – и, по сути, создает для новой страны новую моду. С 1932 года она работает консультантом и конструктором костюмов в Московском Художественном театре, сотрудничает с Театром им. К.С. Станиславского, Театром Красной армии, Театром сатиры. Вошла в историю как один из первых художников по костюмам советского кино.

На главную страницу